Если возникло ощущение, что молока мало, первое, что нужно сделать — убедиться, что его действительно мало, построить график прибавок. При этом важно знать, что:
молоко «нежирным» не бывает, как бы оно ни выглядело при сцеживании;
если ребёнок часто прикладывается к груди и не засыпает/не спит без груди — это не значит, что он голоден, см. раздел про частые кормления в первые месяцы жизни;
«на глаз» определить сытость ребёнка невозможно («вижу, что голодный»);
невозможность сцедить что-либо из груди не свидетельствует о том, что там ничего нет;
ощущение «пустой», «мягкой» груди, отсутствие подтекания молока сами по себе ничего не значат.
Единственный объективный критерий достаточности питания ребёнка — прибавкимассы его тела. Если они достаточные, ребёнок сыт, несмотря ни на что.
Если прибавки недостаточные, ребёнок либо не получает нужное ему количество питания (даже если он крепко и долго спит, а грудь сильно наполняется и из неё самопроизвольно выделяется молоко), либо болен и тратит калории на борьбу с заболеванием (в этом случае нужна консультация педиатра, обследование и лечение). Немного о физиологии лактации.
На количество молока влияет только частота и эффективность опорожнения груди. Чем чаще и лучше грудь опорожняется, тем больше вырабатывается молока. Увеличить количество молока исключительно едой, водой, чаем или приёмом БАДов невозможно.
При исключительно грудном вскармливании, когда ребёнок не получает ничего, кроме груди, важным фактором становится эффективность сосания. То есть сосание может быть эффективным (ребёнок сосёт грудь и высасывает молоко, грудь опорожняется, в ответ на опорожнение снова вырабатывает молоко, прибавки массы тела ребёнка увеличиваются в нужном темпе) и неэффективным (ребёнок быстро засыпает на груди или, наоборот, постоянно её сосёт, но масса его тела увеличивается недостаточно быстро).
На эффективность сосания груди в первую очередь влияет техника прикладывания к ней ребёнка. Помимо этого, возможны особенности как у ребёнка (короткая уздечка языка, ограничивающая его подвижность, дисфункция мышц, участвующих в сосании), так и матери (например, нарушение функции щитовидной железы). Поэтому при возникновении проблем может быть целесообразно обратиться за очной консультацией к опытному специалисту, квалификация которого достоверно известна. К сожалению, не всегда оценка техники прикладывания в роддоме достаточна для дальнейшего успешного грудного вскармливания и не всегда квалификация людей, называющих себя консультантами по ГВ, соответствует должной.
В первые 2−3 мес после родов прикладывать ребёнка к груди нужно каждые 2 ч или чаще днём, каждые 3 ч или чаще ночью, если ребёнок долго спит, можно пробовать накормить его во сне, если не получается — разбудить.
Попытки «накопить» молоко в груди, выдержать какой-то интервал до ощущения её наполненности чреваты уменьшением его выработки, поскольку лактация требует большого расхода энергии. Организм воспринимает происходящее как «продукт произведён, но не востребован, энергия потрачена напрасно, нужно уменьшать производство».
Если установлено, что ребёнок получает недостаточное количество питания, дальнейшие события могут развиваться по-разному. Оптимальный путь — предпринять необходимые действия для исправления ситуации, в целом понимая, что кормление грудью это не чёрно-белое кино и любой вариант, отличный от ИВ, стоит того, чтобы его сохранить (см. раздел о рисках ИВ). Так, кормление грудью возможно даже при полном исходном отсутствии лактации (например, можно кормить грудью приёмного ребёнка), если использовать систему докорма у груди — см. раздел о способах докорма без бутылки. То есть, с одной стороны, путь «не разобравшись, в чём проблема, дать ребёнку бутылку со смесью и больше ничего не делать» — практически всегда путь к ИВ, который можно сравнить с использованием костылей без какого-то другого лечения при переломе ноги (очевидно, что отсутствие лечения гипсованием, операцией не позволит восстановить функцию ноги и избавиться от костылей). При этом даже при сложном переломе ноги обычно делают всё возможное, чтобы привести её в порядок (делают повторные операции, организуют длительную и, порой, болезненную реабилитацию) и только если эти попытки на приносят результата, прибегают к костылям/инвалидной коляске/ампутации — ни один протез не может быть лучше ноги. С другой стороны, чрезмерные переживания, досада из-за недостаточно быстрого и полного результата предпринимаемых действий будет тормозить процесс, поскольку гормоны стресса блокируют рефлексы выработки и отделения молока.
Необходимые действия для стимуляции лактации зависят от ситуации. Базовые приёмы — помимо самого главного, ему посвящен пункт 2 этой статьи, — следующие. — Прикладывать ребёнка к груди нужно каждые 2 ч или чаще днём, каждые 3 ч или чаще ночью. — Перекладывать ребёнка от одной груди к другой несколько раз за кормление. — Использовать технику кормления со сжатием груди. Дополнительно стимулировать лактацию можно сцеживаниями. Результат сцеживания при этом не важен, даже если поначалу будет удаваться сцедить совсем мало. В процессе сцеживания организм получает сигнал о том, что того молока, что есть, недостаточно. Ребёнок, который получает большое количество докорма, должным образом грудь сосанием не стимулирует (он сыт за счёт смеси и не хочет лишний раз прикладываться к груди). Ребёнок, который получает докорм из бутылки, чаще всего пытается грудь сосать как бутылку, такое сосание обычно малоэффективно. — Сцеживать молоко нужно хотя бы 3−4 р/д, в идеале каждые 3 ч. Минут по 20, в идеале 30. «Классическая» схема «7−5-3» — 7 мин сцеживать из одной груди, 7 из другой, 5 из первой и т. д. — Даже если молоко перестаёт отделяться через 5 мин после начала сцеживания, его нужно продолжать. — Нельзя предсказать, когда наступит эффект от сцеживаний, но обычно нужно хотя бы 5−7 дней до первых результатов. — Сцеживать нужно заранее, когда есть время на это. Интенсивное сцеживание при гипогалактии лучше длительного малоэффективного сосания, поэтому можно сцеживать молоко из одной груди, пока ребёнок сосёт другую или пробовать прервать кормление, чтобы организовать сцеживание. — Увеличить эффективность сцеживания может согревание груди горячим компрессом/душем в течение 10−15 мин, приёмом небольшого количества теплой жидкости, контактом с ребёнком/мыслями о нём перед сцеживанием.
Необходимость назначения докорма также зависит от сложившейся ситуации. В ряде случаев ничего делать не нужно, иногда достаточно поправить прикладывание и участить кормления, смену груди, использовать приём сжатия груди, бывает нужно вводить докорм и получается обеспечить ребёнка докормом сцеженным молоком, бывает временно нужна смесь, тогда важно организовать действия так, чтобы восстановить ГВ.
«Докорм» — это всё, что ребёнок получает не из груди напрямую. Докармливать ребёнка можно сцеженным молоком, можно смесью, можно частично молоком, частично смесью. Общий суточный объём докорма будет складываться и из молока, и из смеси.
Докорм нужно давать не тогда, когда кажется, что ребёнку он нужен (из-за беспокойного поведения, чтобы ребёнок уснул), а тогда, когда темп прибавок недостаточен. Проще говоря — или докорм нужен и его нужно давать постоянно, как лекарство, в определенном количестве, или он не нужен.
Нужно опытным путём подобрать минимальный суточный объём докорма в сутки, на котором будет достаточная прибавка — 50/100/150/200 мл/кг. Даже если ребёнок может съесть больше, поскольку желудок способен значимо растягиваться. Этот объём нужно делить на равные порции и давать не чаще одного раза в 3 ч, лучше в дневное время. При этом 180 мл лучше давать как 30 мл 6 р/д, чем как 60 мл 3 р/д.
Нужно фиксировать, сколько докорма (сцеженным и смесью) ребёнок фактически съедает за сутки, не увеличивать объём предлагаемого докорма, если прибавки стабильно хорошие.
Если прибавки при взвешивании 1 раз в 3−4 дня стабильно хорошие, суточный объём докорма можно пробовать постепенно (обычно на 60−90 мл каждые 3−4 дня) уменьшать, резко докорм отменять нельзя.
Если ребёнок достиг возраста 4 мес, следует обсудить с педиатром возможность раннего введения калорийного прикорма кашей, мясом, растительным маслом вместо ввода смеси в рацион.
*Информация в статье носит ознакомительный характер. В статье использованы материалы сайтов Ассоциации консультантов по естественному вскармливанию АКЕВ, телеграмм каналов специалистов 29 роддома г. Москвы и Азбуки грудного вскармливания, интернет-ресурса Подсказки для кормящих мам, а также канала в Дзен «Азбука грудного вскармливания.» Благодарим за написание статьи лично Ольгу Рудневу, акушера-гинеколога, к.м.н., ассистента кафедры акушерства, гинекологии и репродуктивной медицины ФНМО РУДН, руководителя Службы поддержки грудного вскармливания родильного дома при ГКБ № 29 им. Н. Э. Баумана ДЗМ, преподавателя Инициативы ВОЗ/ЮНИСЕФ «Больница, доброжелательная к ребенку», члена медицинского совета Ассоциации консультантов по естественному вскармливанию, члена ассоциации Rulacta.